Столь низких цен на овощи, фрукты и виноград в Таджикистане ещё не было. Аналитики EastFruit отмечают, что оптовая цена на огурцы колеблется от 50 дирам до 1,5 сомони (от 4 до 14 центов США за кг), на помидоры – до 2 сомони (20 центов), а неделей ранее помидоры можно было найти даже за 1,2 сомони (11 центов).
Слива продаётся оптом от 1 сомони (10 центов), персик и нектарин – от 20 центов, морковь текущего года — 7 центов США за кг. Недавно по 10 центов был абрикос, но так как массовое созревание закончилось, то цена уже поднялась выше 40 центов. Созревает виноград, и уже оптовая цена на кишмиш упала в два раза за неделю с 80 центов до 40 центов, и будет падать дальше, так как сезон впереди.
Дыня и арбуз продаются по 10 центов за кг. Лук стоит от 5 центов. Картофель мелкий стоит 20 центов, а крупный — 35 центов.
Почему цены на таджикскую плодоовощную продукцию в этом году настолько низкие? Причина банальная – практически нет экспорта. Обычно в этот период много овощей и фруктов шло на экспорт через Кыргызстан или через Узбекистан в Россию. Однако граница с Кыргызстаном закрыта, а дорога через Узбекистан осложнена многодневными простоями грузовиков на границах из-за Covid-тестов, что совершенно неприемлемо для скоропортящейся плодоовощной продукции.
«Сейчас в Таджикистане стоит жаркая погода. В некоторые дни температура поднимается до 45 градусов в тени. И, конечно, в этот период времени у нас созревает множество разных сезонных фруктов и овощей. Так как погода жаркая, и продукцию долго на грядке или в саду держать невозможно, при существующих трудностях в экспорте, вся продукция идет на внутренний рынок», — говорит Бахтиёр Абдувохидов, консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Он также отмечает, что на внутреннем рынке есть как качественная первоклассная продукция, так и некондиционная продукция. И чтобы продукция некондиционная продавалась быстрее, ее нужно продать в тот же день и по любой цене. Так как внутренний рынок очень небольшой, а таджикский потребитель небогат, низкие цены на второсортную продукцию давят на цены и качественной продукции.
В этой ситуации население довольно низкими ценами, а значит, довольна и власть. Переработчики также стараются задействовать все мощности для переработки дешёвого сырья. Однако это временное ощущение дешевизны и изобилия имеет и очень неприятную обратную сторону.
Читайте также: Более 580 га новых садов и виноградников высадили за первое полугодие в Согдийской области (Таджикистан)
«Производители не рады текущему состоянию дел, так как они теряют деньги, а ведь в начале года они верили, что этот год будет прибыльным. Когда границы закрывались, фермеры считали, что импорта дешевой продукции из Узбекистана не будет, а значит и урожай можно продать по высокой цене. Естественно, что многие расширили площади под овощами и картофелем. Однако в условиях закрытых границ, нет не только импорта, но и экспорта. А он, оказался гораздо важнее, так как покупательная способность таджикского населения низкая, и она ещё более усугубляется снижением поступлений от трудовых мигрантов. Кроме того, у населения не было работы несколько месяцев из-за карантина, а на те сбережения, что у людей были, они, в начале карантина, сделали продовольственные запасы», — поясняет Бахтиёр Абдувохидов.
Соответственно, снижение доходов фермеров может привести к снижению производства в следующем сезоне. А для государства снижение доходов от экспорта – это прямая угроза для стабильности национальной валюты и всей финансовой системы.
В качестве решения он предлагает кооперацию производителей, что позволило бы им увеличить инвестиции в новые мощности по хранению продукции и совместно более системно решать проблему сбыта. Тем не менее, этот сезон фермерам спасти уже, похоже, не удастся.