Наше видео о знаменитой таджикской кураге, которая сушится и обрабатывается прямо в саду или в поле, вызвало целый шквал комментариев. Большинство комментирующих возмущались тем, что сушится курага в условиях полной антисанитарии прямо в поле, где на неё садятся насекомые, попадает пыль, и что даже на видео видно, как кто-то наступает ногой прямо на плоды!
Однако ещё большее возмущение вызвала у зрителей обработка сухофруктов диоксидом серы! «Отрава!» — возмущались одни! «Теперь я понимаю, почему у меня проблемы с желудком, после поедания кураги», говорили другие. «Сера – это страшный яд», восклицали третьи.
Поэтому мы просто обязаны были ответить на это справедливое негодование, подготовив новое видео, в котором мы рассказываем и показываем, что происходит с курагой после того, как её забрали с поля и как тщательно обеспечивается безопасность и чистота сухофруктов. Посмотреть его можно ниже.
Если резюмировать информацию из видео, то нужно отметить, что:
1) Высушенная в поле или в саду курага – это сырье, и оно не должно попадать к конечному потребителю, хотя в некоторых странах это правило не соблюдается.
2) Мизерные остатки серы в продукте – это гораздо меньшее зло, чем смертельно опасные микотоксины, вырабатываемые плесневыми грибами, развитие которых как раз и угнетает обработка диоксидом серы.
3) Практически все сухофрукты, а также многие другие свежие фрукты, подверженные развитию опасных грибков, проходят процесс обработки серой либо другими химическими веществами после уборки именно для того, чтобы они были безопасными для потребителя.
4) Афлатоксины – это один из видов опаснейших микотоксинов, который чаще всего находят в сухофруктах, не прошедших должной обработки. Это смертельно опасные токсины. При попадании в организм высокой дозы афлатоксина, смерть наступает в течение нескольких суток из-за необратимых поражений печени, а при попадании низкой дозы, часто развивается хронический афлатоксикоз, характеризующийся подавлением иммунной системы, повреждением ДНК, активацией онкогенов.
5) Ежегодно только от рака печени, вызываемого афлатоксинами, умирает 155 тыс. человек в год – об этом в частности сообщали учёные из Мичиганского университета в конце 2019 года на «Toxic Symposium» в Вирджинии, США.
6) Большинство микотоксинов отличается химической стабильностью и не разрушается в процессе термической обработки. Поэтому главная задача производителя состоит в том, чтобы не допустить их образования.
Соответственно, не стоит бояться кураги или других сухофруктов, особенно если они продаются не на лотках, а в сетевой торговле, где контроль качества и безопасности, как правило, выше. При любом подозрении на наличие афлатоксинов в купленных сухофруктах или орехах, которое выражается наличием плесневого налёта или неприятного запаха, лучше отказаться от их потребления.
Напомним, что курага является одним из важнейших продуктов Таджикистана и служит своеобразной альтернативной валютой для многих жителей страны. Есть мнение, что Таджикистан экспортирует около 100 тыс. тонн сухофруктов ежегодно, однако найти подтверждения подобной информации мы не смогли. Тем не менее, то, что сухофрукты – это важнейшая составляющая плодоовощного сектора страны и важный источник доходов для местных жителей – это неоспоримый факт.