По информации аналитиков EastFruit, многие страны региона резко расширили площади под луком под влиянием рекордных цен и высокого спроса на эту культуру на рынках Европы и Азии в сезоне 2022/23 годов.
Несмотря на сохраняющийся высокий спрос и высокие темпы экспорта лука из таких стран, как Узбекистан, оптовые цены на этот товар уже опустились в странах Центральной Азии до 15-20 центов за кг. И это в условиях отсутствия на рынке такого крупного игрока, как Турция, которая так и не сняла запрет на экспорт лука.
В это же время сообщается о планах по резкому увеличению площадей под лук, который будут убирать с августа во многих странах – и в Центральной Азии, и на Кавказе, и в Восточной Европе. Совершенно очевидно, что к тому времени уже все страны отменят запреты на экспорт лука.
Напоминаем, что лук – это культура с низком уровнем ценовой эластичности. Другими словами, уровень спроса на лук не сильно зависит от цен, потому что лук невозможно заменить чем-то другим в потреблении. Также, даже если лук стоит дёшево, больше потреблять его люди, как правило, не стремятся.
Именно этим обусловлены значительные ценовые колебания на рынке лука. Ведь если его хотя бы немного не хватает, то цены растут до тех пор, пока лук не станет выгодно экспортировать из стран, где потребители просто не в состоянии платить слишком высокую цену. Яркий пример этого года – это Египет, который стал крупнейшим поставщиком лука в Европу в зимне-весенний период, но местные потребители не могли купить этот товар, потому что цены на него оказалась для них слишком высокой.
Но если лука слишком много, то возникает ситуация, которая называется «и даром не нужен». В Украине, например, до оккупации производственных регионов страны российскими агрессорами и разрушения системы орошения, периодически возникали ситуации, когда трейдеры и фермеры после уборки и многих месяцев хранения были вынуждены выбрасывать лук, потому что он оказывался никому не нужен.
Не исключено, что этот сценарий в 2023/24 годах мы увидим в целом ряде стран. Хотя в Украине, очевидно, его повторение будет маловероятным, поскольку до 80% коммерческого производства и хранения лука было уничтожено российскими террористами.