Со временем доход Грузии от экспорта орехов станет больше, чем от экспорта вин, — считает представитель инвестиционного департамента FAO Андрей Ярмак, принимающий участие в проходящей в Тбилиси конференции «Орехи Грузии: эффективность производства и маркетинга».
По мнению Андрея Ярмака, очень перспективными для промышленного выращивания в Грузии являются грецкий орех и миндаль, которые издревле произрастали в стране, но с точки зрения промышленного производства стали рассматриваться совсем недавно. Неплохие возможности могут быть связаны и с выращиванием фисташки.
«Так сложилось, что в Грузии из орехов сейчас промышленно производится, в основном, только фундук. Другие виды орехов, прежде всего, миндаль и грецкий орех, раньше в промышленном масштабе не выращивались, только потому, что люди не знали о такой возможности. Между тем, на сегодняшний день имеются технологии для их успешного промышленного производства. Мы (FAO) уже около двух лет активно пропагандируем преимущества производства в Грузии грецкого ореха, миндаля и фисташки, организовали с этой целью ознакомительную поездку местных предпринимателей в США. Однозначно то, что в Грузии условия для выращивания грецкого ореха не хуже, а может быть и лучше, чем для фундука, можно, сказать, они близки к идеальным. Грецкий орех может прекрасно расти и плодоносить практически во всех регионах страны, главное правильно подобрать сорта. В тех местах, где климатические условия относительно жесткие, можно выращивать сорта, практикуемые, например, в Украине, а там, где климат более мягкий, скажем – тот же «Чандлер», являющийся сортом номер один в мире, в том числе в США. Условия для выращивания в Грузии миндаля также – как минимум, не хуже, чем для фундука, главное опять же – разобраться с сортами. В стране также есть районы, где можно выращивать фисташки. Это – суперприбыльная культура, как именно она покажет себя в условиях Грузии, нужно еще посмотреть, но, скорее всего, ее производство тоже может быть очень интересным бизнесом. Так что, мой личный прогноз таков: со временем, это может быть через 10 или 15 лет, доход Грузии от экспорта орехов превысит доход от экспорта вин», — заявил Ярмак в интервью EastFruit.
По словам эксперта, в настоящее время наблюдается высокий интерес инвесторов к вложению средств в производство в Грузии орехов. Одним из подтверждений этого является и структура участников тбилисской конференции по орехам. «Многие люди, у которых есть деньги, ищут способы их вложения, и орех в данном случае – одно из перспективных направлений. Но, естественно, нужно понимать, что это — сельское хозяйство, а это означает погодные риски и долгосрочность проектов. Впрочем, на помощь приходят современные технологии. Скажем, если раньше в случае с грецким орехом о начале возврата инвестиций можно было говорить лет через 10, то сейчас в США есть посадки ореха, которые уже через 3 года дают урожайность на уровне 3 тонн с га, это – очень высокий показатель… Так что, все развивается. Просто нужно быть готовым к тому, что над получением прибыли нужно работать, нужно вкладывать средства в знания и маркетинг. И тогда это будет прекрасный бизнес для Грузии», — отметил он.
Комментируя ситуацию с производством в Грузии фундука, который несколько лет назад потерял свои лидирующие позиции в структуре экспорта вследствие нашествия мраморного клопа и грибковых заболеваний, Андрей Ярмак выразил надежду на скорое урегулирование проблемной ситуации и, вместе с тем, заметил, что в этой отрасли пришло время для перемен. «Сейчас основная доля производства фундука приходится на мелкие подсобные хозяйства. То, что произошло – это сигнал для отрасли перестроиться, например, укрупнить хозяйства, перейти на более профессиональные подходы к выращиванию, повышение продуктивности, усиление контроля над вредителями и заболеваниями фундука», — сказал специалист.
Читайте также: Стремительный рост импорта орехов и худший торговый баланс за 10 лет – тенденции орехового бизнеса Грузии
Отвечая на вопрос о перспективных для Грузии рынках сбыта орехов, Андрей Ярмак заметил, что «рынок орехов, в целом – глобален, но экспорт требует инвестиций».
«В отличие от ягод или, скажем, яблок, орех – не скоропортящийся продукт, его проще перевозить, так что затраты на транспортировку относительно невысокие, и охватить можно весь мир. Но чтобы успешно экспортировать, нужно, прежде всего, научиться получать качественный продукт, доработанный, досушенный, откалиброванный. А, во-вторых, нужно потратиться на экспортный маркетинг. Для любой работающей в Грузии компании затраты на системный экспорт будут составлять не менее $100 тыс в год. Следует учесть и то, что если объемы продаж будут невелики, экспорт вполне может оказаться убыточным. Так что, экспорт — это не бесплатный подарок, но если это понимать и вкладывать в него средства, то он даст хорошую отдачу», — подчеркнул Андрей Ярмак.
По данным Национальной службы статистики Грузии, экспорт орехов по итогам 2018 года в денежном выражении составил около $70,0 млн. На первом месте среди экспортированных орехов был фундук — $57,3 млн, за ним следовали фисташка – $10,6 млн, грецкий орех – $0,4 млн, миндаль — $0,3 млн и т.д.
Импорт орехов в Грузию по итогам минувшего года составил $30,1 млн, в том числе фисташки — $12,5 млн , фундука – $8,8 млн, грецкого ореха – $5,5 млн, миндаля – $2,2 млн.
Натуральные вина по итогам 2018 года заняли 4-ую позицию в структуре совокупного экспорта Грузии с долевым показателем 5,9%. В денежном выражении объем экспорта вин составил $197 млн.