На юге и востоке Украины начало полевых работ задерживается из-за войны. А полевые работы в областях, охваченных активными боевыми действиями, вообще могут не начаться. Аналитик аграрных рынков с 30-летним опытом Андрий Ярмак в интервью для издания LB.ua рассказывает, как война повлияет на Украину и мир.
— Будет ли сорвана посевная в Украине?
Андрий Ярмак: Посевная уже сорвана – на юге сроки многих работ истекают. Фермеры пробуют что-то делать, но они отрезаны от поставок горюче-смазочных материалов, удобрений, семян, средств защиты растений (СЗР). У многих поля уничтожены военной техникой рашистов. Уничтожены хранилища, сельхозтехника и т.д. Оккупанты у них также активно отбирают технику и средства. В регионах не под оккупацией больше всего не хватает буквально всего, но главным образом людей для работы в полях, многих забрали в ряды ВСУ. Также есть проблемы с доступом к финансам, удобрениям, СЗР. И все это очень трудно решать. Уничтожена инфраструктура. Поэтому нельзя думать, что в 2022 году Украина будет экспортировать в значительных объемах что-то из агропродукции.
— Каковы последствия этого для Украины и мира?
— Кроме того, что Украина не будет экспортировать, она еще может импортировать продукты питания и уже сейчас требует значительных объемов импорта. Соответственно, это полностью разрушило всю систему логистики в Европе, которую сейчас нужно разворачивать в обратную сторону, ведь Украина была экспортером. И экспорт шел через порты.
Рф тоже является важным экспортером зерновых, но там тоже урожай снизится, потому что есть большие проблемы с финансированием полевых работ и сейчас очень мало зерна отгружается из этой страны, поскольку с агрессором никто не хочет работать: ни логистические и транспортные компании, ни трейдеры, ни переработчики .
Украина и рф – крупные поставщики подсолнечного масла в мире – свыше 65% в целом, а сейчас экспорт почти не происходит. Подсолнечное масло очень важно для пищевой промышленности мира и тоже важный источник калорий. Итак, о нем можно почти забыть сейчас.
Украина – очень важный поставщик кормов для животных, особенно в Азию и на Ближний Восток. Это не только кукуруза, но и соя, шрот масличных культур. Без протеиновых кормов произойдет резкое снижение продуктивности животных, что приведет к уменьшению предложения и молока, и мяса. Кроме того, из Украины нет сейчас экспорта курятины – самого доступного вида мяса, а Украина – крупный экспортер!
Высокие цены на газ, составляющий более 80% в себестоимости важнейшего вида удобрений – азотных, означают, что их использование резко упадет повсюду. Соответственно, резко снизится урожайность сельхозкультур по всему миру (а это и корма для животных, и продукты для людей). Соответственно, резко упадет предложение продуктов питания. Ведь количество земли для выращивания увеличить невозможно. Более того, площади ежегодно сокращаются.
Высокие цены на нефть и бензин толкают переработчиков кукурузы в США и других странах большую часть кукурузы пускать на производство биоэтанола. Соответственно, это еще больше уменьшает предложение кукурузы для пищевых и кормовых нужд, еще больше усугубляет глобальную ситуацию с продбезопасностью.
Тот же фактор заставляет переработчиков сахарного тростника в Бразилии пускать больше его не на производство сахара, а на производство биоэтанола, что сокращает предложение сахара на глобальном рынке.
А еще он побуждает увеличивать использование рапса для производства биодизеля. А это уменьшение предложения растительного масла.
То есть продовольствия будет значительно меньше повсюду – и это приведет к резкому росту цен в мире на все продукты питания, что оставит, по моим приблизительным оценкам, более 700 млн человек дополнительно за пределами доступа к минимальному ежедневному количеству калорий.
— Осознают ли эти последствия от затягивания войны, развязавшей РФ, политики в Евросоюзе и США?
— Политики, которые сейчас находятся там у власти, не знают и не понимают, что такое голод. Они выросли во времена, когда вопрос голода ни разу не поднимался остро. Они лишь теоретически знают фразу «продовольственная безопасность», но пользуются ею лишь для того, чтобы оправдать какие-то нерыночные механизмы регулирования собственного неэффективного агросектора или заявить об «озабоченности» или даже о «глубокой обеспокоенности» голодом в отдаленных странах Африки или Азии, но делают это не на пустой желудок.
— Как можно минимизировать возможные потери от срыва посевной в части областей?
— Ситуация быстро меняется, правительство уже заявило о ряде мер в поддержку аграриев. Насколько они эффективны – увидим уже в ближайшее время. Пока есть только один наиболее действенный механизм спасти посевную – это Вооруженные силы Украины.