Узбекистан обладает уникальным месторасположением и климатическими условиями, которые позволяют ему получать несколько урожаев в год и раньше, чем это происходит в большинстве стран-конкурентов.
Тем не менее, республика за прошедшие 27 лет независимости, несмотря на определенные успехи, так и не смогла создать полноценный бренд для своей плодоовощной продукции и добиться диверсификации ее поставок. Подвижки в этом направлении стали заметны лишь последние два года – появился «зеленый коридор» с Россией, начались первые поставки в Китай.
Какие проблемы сегодня мешают отечественному аграрному сектору, почему население уверено, что из-за экспорта на рынках Узбекистана растут цены на плодоовощную продукцию и зачем узбекские компании своими руками усложняют себе поставки за рубеж, рассказал председатель правления «Узбекозиковкатхолдинг» Тохиржон Жалилов.
Мы выбираем, нас выбирают
Одна из главных проблем отечественных поставщиков плодоовощной продукции – они не знают «лицо» своего покупателя и практически не изучают рынок, на который поставляют продукцию.
Все происходит примерно так – некий бизнесмен с деньгами внезапно решает отправить партию черешни в Южную Корею, как это посоветовали друзья, которые «в теме». Он обращается к посредникам, так называемым брокерам, с просьбой найти, например, 2 тонны черешни «получше». При этом он сам не понимает, какой сорт востребован в Южной Корее, какие предпочтения у жителей этой страны, что делать с упаковкой. В результате возникают проблемы со сбытом.
Сейчас нам важно понять, что люди в зарубежных странах привыкли к тому, что продукция выглядит «красиво». Здесь подразумевается, как качественная упаковка, так и сам внешний вид продукции. С одной стороны, узбекские фрукты и овощи всегда были органическими, то есть без ГМО, что придает им дополнительные плюсы. Но с другой, такая зеленая и естественная продукция быстрее портится и теряет товарный вид, нежели, например, турецкие помидоры, прошедшие непонятно какую химическую обработку.
На главном экспортном рынке Узбекистана – в России в ближайшее время в этом направлении произойдут большие перемены. Там разработан законопроект «Об органической продукции», который будет регулировать производство и оборот продовольствия, произведенного на чистой почве, без химических удобрений, без стимуляторов роста и других ненатуральных ингредиентов. Это поможет узбекским аграриям реализовывать свою продукцию на рынке РФ.
Еще одна задача – это максимально внедрять современные системы упаковки, чтобы уйти от старых и изживших себя подходов. Со времен Советского Союза фрукты и овощи привыкли везти в деревянных ящиках и заворачивать их в газеты или марлю. Прошло больше 26 лет, а ситуация сильно не изменилась.
Узбекские экспортеры до сих пор хотят поставлять продукцию в этих деревянных ящиках, так как это элементарно дешевле. Они не думают о будущем, о завоевании рынка и доверии к продукции, они живут лишь сиюминутными целями.
Действительно современная упаковка обходится дороже, например, деревянный ящик с марлей стоит 5 тысяч сумов, а нормальная упаковка – 10 тысяч сумов. Но затраты на качественную упаковку окупятся, товар быстрее разберут, он не повредится при транспортировке. В Узбекистане сейчас работают на самый дешевый сегмент: больше привезти, быстрее продать.
Другая проблема – стремление обмануть покупателя. Посмотришь на деревянный ящик с черешней – сверху она крупная и отборная. А внизу – мелочь и незрелая, хуже того, даже докладывают камни для утяжеления веса. Есть интересный метод по расфасовке лука – берут стальную трубу, втыкают внутрь мешка или ящика и засыпают по ней в центр плохую продукцию, маленький и незрелый лук, мелкие камни.
В стране пытаются бороться с этим. Сейчас появились технические средства – сканеры для определения камней в ящиках. Также намерены узаконить специальных контролеров, которые будут проверять качество плодовоовощной продукции.
Куда везем?
Главная задача сегодня – это сохранение и увеличение доли на традиционных рынках в России, Казахстане и Украине, а также диверсификация экспорта в дальнее зарубежье, в первую очередь, в Азию.
Читайте также: Узбекистан скатился со второго на шестое место в мире по объему экспорта свежего абрикоса
Здесь важно понимать, что, несмотря на все проблемы, Узбекистан — серьезный игрок в мире, имеет возможность влиять на международный рынок по 7-8 видам плодоовощной продукции. Это, например, абрикосы и черешня, где страна стабильно входит в первую десятку поставщиков.
Уже в этом году экспортеры серьезно поправили свое положение по многим направлениям. Так, например, недавно в СМИ прошла информация, что Узбекистан откатился на 6 место в 2017 году по экспорту абрикосов. Если говорить языком цифр, то в прошлом году было отправлено за рубеж 22 тысячи тонн абрикосов на $20 млн, а только с начала этого года – свыше 25 тысяч тонн на $34,6 млн. Такие же показатели и по черешне. В этом году уже отгрузили ее на 135 миллиона долларов, что в 2,5 раза больше, чем за прошлый год.
Свыше 80% всей плодоовощной продукции в Сибири – это поставки из Узбекистана. Но есть проблема – пока отсутствует налаженная система поставок, партии приходят нерегулярно и не туда, где в этом нуждаются.
Интересные возможности открываются с появлением нового автомобильного коридора Узбекистан – Кыргызстан – Китай. Страна уже везет бобовые по этой трассе в Поднебесную, и поставки будут только расти. Кроме того, благодаря открытию границ Узбекистан существенно нарастил экспорт в Кыргызстан. Однако здесь стоит понимать, что в основном это реэкспорт в Россию.
В целом задача «Узбекозиковкатхолдинга» собрать излишки продукции, поставляемые на традиционные рынки, и перенаправить их в Азию, Европу, на Ближний Восток. В стране ежегодно производят порядка 23-25 млн тонн плодоовощной продукции, а поставляют на экспорт всего чуть более 1 млн тонн. Стратегическая цель – довести экспорт до $10 миллиардов в год.
Что этому мешает? Во-первых, большие потери при транспортировке и подготовке продукции внутри страны. Сейчас теряется примерно 30-35% всей производимой продукции на этом этапе. Чтобы избежать этого, власти намерены запустить современные логистические центры в каждой области, а в перспективе – и в каждом регионе. Там будет полный комплекс услуг – приемка, обработка, сушка, хранение, упаковка, то есть все по современным международным стандартам. На эту работу уйдет примерно два года.
Уже открыты представительства «Узбекозиковкатхолдинга» в 16 регионах РФ, ежедневно проводится мониторинг рынка, чиновники изучают спрос и предложение, чтобы предоставлять экспортерам точную информацию, что и куда нужно везти.
В Россию ежегодно можно отгружать до 100 тысяч тонн черешни, а пока идет примерно 30 тысяч тонн. Для этого необходимо сократить потери при транспортировке и обработке до 10%, привлекать иностранных инвесторов в эту сферу. Многие сегодня интересуются этим бизнесом, приходят российские, турецкие, немецкие и китайские компании, готовые создавать агропромышленные производства в Узбекистане.
Что такое конкуренция
Честно говоря, самые главные наши конкуренты – это сами экспортеры: поставщики постоянно чего-то боятся, сомневаются в собственных силах.
Большую роль в признании узбекской продукции на внешних рынках призван сыграть и национальный бренд плодоовощной продукции Uzagro, под которым уже экспортируют первые партии. Чтобы сделать свой товар узнаваемым на мировом рынке нужно потратить миллиарды долларов. У обычных экспортеров из Узбекистана нет таких средств, поэтому государство вкладывает свои финансы в продвижение единого бренда, которым могут воспользоваться остальные производители. Но это ни в коем случае не требование, а предложение. Каждый может отправлять на экспорт так, как считает нужным.
Ценовой вопрос
Часто население повторяет расхожий штамп, что много вывозят фруктов и овощей за рубеж, и это влияет на повышение стоимости продукции внутри страны. Это не так: в Узбекистане производят 25 млн тонн, а вывозят всего чуть более 1 млн тонн продукции. Если объем экспорта составит порядка 15 миллионов тонн, возможно, тогда это будет влиять.
Что касается ценообразования, то эксперты заранее просчитывают маржинальность, себестоимость продукции, закладывают необходимость будущих инвестиций.
Чтобы получить килограмм черешни нужно ждать минимум 5 лет, то, что сейчас собирают наши фермеры, посажено еще в первые годы независимости. В гектар черешни нужно сначала вложить $30-50 тысяч. Если эти деньги не заложить сейчас в стоимость – завтра страна останется без фруктов и овощей.
Источник: Podrobno.uz