Для голландских луководов и экспортеров лука шейковая гниль является очень серьезной проблемой. При транспортировке продукции морским транспортом на дальние расстояния латентная инфекция продолжает развиваться и вызывает серьезные нарекания со стороны покупателей. Убытки производителей, наносимые этой инфекцией исчисляются миллионами евро. Исследовательская программа «Uireka», проводимая консультационной фирмой «DLV Advies», рассчитана на три года, ее цель – повысить экспортные возможности голландского лука на мировом рынке. Ее промежуточные результаты известны уже сейчас.
Оказывается, шейковая гниль развивается не так быстро, если лук после уборки высушен при повышенной температуре. Исследователи стараются понять, можно ли остановить развитие шейковой гнили в процессе хранения и как на него влияют условия сушки лука в поле и в хранилище. Шейковая гниль лука (Botrytis aclada) обладает длительным инкубационным периодом. Для роста мицелия необходима минимальная относительная влажность воздуха 70-80% и температура выше 20оС.
Споры гриба прорастают на здоровом листе и в дальнейшем инфекция развивается внутри листа, но в период интенсивного роста ее развитие подавляется самим растением. В свою очередь, в ослабленных листьях инфекция быстро развивается. Прикатанные и отмирающие листья являются идеальной средой для развития инфекции. Поэтому инфицирование происходит только в короткий отрезок времени накануне и сразу после выкопки урожая. Чтобы определить, как влияют период сушки лука в поле и температура сушки лука в процессе вентилирования, был организован трехлетний исследовательский проект «Uireka».
Осенью 2017 года делянку лука на коммерческом поле искусственно инфицировали возбудителем шейковой гнили. После выкопки в начале сентября лук был оставлен в валке на поле, но часть партии на следующий день (накануне периода дождей) была помещена в хранилище. Вторая часть осталась в поле и провела там три недели в сырую, дождливую погоду, прежде, чем ее удалось перевезти в хранилище. (Очень характерные условия для осени 2017 в Голландии, — Прим.перев.). В период просушки лука в хранилище применяли три различенных режима: вентилирование наружным воздухом, подогретым до 20оС воздухом и воздухом, подогретым до 32оС. В период хранения партии ежедневно осматривали.
Для сушки лука наружным воздухом потребовалось несколько недель, пока лук действительно высох. Даже после очень долгого периода сушки быстро стало ясно, что лук портится. Две остальные партии, которые сушили подогретым воздухом, высохли относительно быстро. В результате, больше всего инфицированных луковиц было в партии, которую сушили наружным воздухом и меньше всего – в партии, высушенной при 32оС. Хотя инфекция развивалась и на части луковиц, высушенных самым эффективным способом, исследователи считают, что повышенная температура воздуха в процессе сушки является более предпочтительной.
Обращалось внимание и на недостатки сушки при повышенной температуре. Прежде всего, обладают ли достаточной мощностью котлы и теплогенераторы, которые установлены в большинстве хозяйств. Оказалось, что большинство луководов не используют свои котлы на полную мощность во время сушки лука. В солнечную погоду температура лука, поступающего с поля в хранилище нередко достигает 20оС.
Исследователи рекомендуют использовать это и не допускать остывания луковиц, а сразу включать котел и начинать поднимать температуру. Кроме того, производители считают, что просушка лука при высокой температуре способствует потере влаги и выпадению конденсата на конструкциях хранилища. Также замечено, что повышенная температура воздуха при сушке лука способствует оголению луковиц. Однако исследования этого не подтвердили. Оголение луковиц наступает лишь при температуре выше 35оС.
EastFruit по материалам Uiennieuws.nl