В первой декаде апреля в Узбекистане и Таджикистане наблюдались снегопады и снижение температуры воздуха ниже нуля градусов по Цельсию. EastFruit писал об этом 9 апреля, однако тогда оценить реальный уровень ущерба не представлялось возможным, хотя предполагалось, что небольшие потери всё-таки будут.
Уточнённую информацию об ущербе садоводству озвучил в интервью для издания Kun.uz министр сельского хозяйства Узбекистана Жамшид Ходжаев. Он, в частности отметил, в районах Китаб, Шахрисабз, Яккабаг, Бахмаль и Галлаорол некоторые плодовые культуры повредились на 30-40%, а суммарный вред составляет в среднем 15-20%. При этом пострадали преимущественно косточковые культуры – черешня, абрикос и персик. Также среди пострадавших от заморозков культур министр назвал орехи – вероятнее всего речь шла о грецком орехе.
По той информации, которая приходит к специалистам EastFruit из региона, потери по косточковым действительно находятся в пределах 15-20%. При этом наибольший ущерб будет именно по поздним сортам черешни, которые, как правило, в регионе пользуются хорошим спросом и продаются достаточно дорого. В пострадавших регионах, по словам фермеров, потери этих сортов черешни могут достигать 50% и более.
Читайте также: Экспорт плодоовощной продукции Узбекистана продолжает снижение
В то же время, говоря о семечковых культурах, Жамшид Ходжаев сказал, что ущерб для перспектив получения урожая яблок и груш был значительно меньшим, так как фермеры хорошо подготовили сады к непогоде. При этом раннее «майское» яблоко в Узбекистане уже дозрело и продаётся в сетях супермаркетов.
Повлияет ли вероятное снижение производства черешни вследствие заморозков на повышение цен на неё? Аналитики EastFruit считают, что нет. Более того, цена на черешню может даже снизиться, так как спрос на эти фрукты в России в 2020 году может резко упасть по причине снижения доходов населения. Кроме того, даже снижение перспектив урожайности черешни вследствие заморозков может быть перекрыто ростом объёмов производства в новых садах черешни, вступающих в плодоношение. Да и качество узбекской черешни, вследствие «прореживания» заморозками, может вырасти.
Напомним, что Узбекистан входит в тройку мировых лидеров по объёму производства черешни, уступая лишь Турции и США. Однако при этом официальные объёмы экспорта продукции из этой страны подозрительно низкие. Более того, по мере роста объёмов производства черешни, экспорт этих фруктов даже снижается. Мы подробно рассматривали этот феномен в нашем недавнем материале. По нашим оценкам, реальные объёмы экспорта черешни могут колебаться в пределах от 30 до 50 тыс. тонн, и это по консервативным оценкам. Главный рынок сбыта узбекской черешни – это Россия, хотя небольшие объёмы продаются и на рынке Казахстана.