В 2019 году Украина обновила исторический рекорд экспорта плодоовощной продукции, полностью оправившись от российского эмбарго на экспорт, но, не прекратив поставки на рынок России полностью. По мнению EastFruit, наибольшим достижением Украины стал качественный прорыв в экспорте и расширение географии экспорта продукции – то есть существенно повысилась стоимость экспортируемой продукции и она стала поставляться в страны с высокими требованиями к качеству и безопасности, но и высокими ценами.
В целом экспорт овощей, фруктов, ягод и орехов, свежих, замороженных и сушёных принёс Украине в 2019 году $339 млн выручки – на 9,4% больше, чем в 2018 году и на 20,1% больше, чем в 2017 году. Главными товарными группами, которые обеспечивали прирост экспорта плодоовощной продукции были грецкие орехи, ягоды и яблоки. Прирост выручки от экспорта яблок за два года превысил 150%, а экспорт орехов и замороженных ягод вырос приблизительно одинаково – на 37% за два года. При этом удельный вес этих трёх ведущих категорий в общем экспорте плодоовощной продукции продолжал расти и достиг 70% в 2019 году.
«Темпы роста экспорта плодоовощной продукции из Украины остаются высокими, однако сможет ли страна их удержать в 2020 году – это большой вопрос, ведь наметился ряд негативных тенденций, таких как укрепление курса национальной валюты, дефицит рабочей силы для уборки продукции, снижение объёмов производства малины, снижение инвестиций в новые сады и ягодники и т.п. В то же время есть большая надежда на то, что Украина будет расти ещё некоторое время за счёт вступления в плодоношение садов фруктов, орехов и ягод, заложенных в последние пять лет», — прогнозирует Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйтвенной организации ООН (ФАО).
Читайте также: Мнение: Украинская голубика имеет большой экспортный потенциал
«Хотелось бы, конечно, чтобы Украина росла в экспорте не только экстенсивно, но и за счёт повышения стоимости экспортируемой продукции. Например, малину в Украине выращивают только для экспорта в замороженном виде, хотя свежую в ЕС можно продать в 5-10 раз дороже. Например, Марокко, находящееся намного дальше от основных центров потребления малины ЕС, экспортирует туда около 30 тыс. тонн свежей малины, а Украина – около нуля», — говорит Андрей Ярмак.
Эксперты Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) отмечают, что по объёму экспорта плодоовощной продукции Украина не входит даже в числе 50 мировых лидеров. Для примера, маленькая Литва с не самым благоприятным для фруктов и овощей климатом, экспортирует больше плодоовощной продукции, чем вся Украина. Соседняя с Украиной Польша экспортирует овощей и фруктов на $2,6 млрд – в 8 раз больше, чем Украина. Причём сюда входит и реэкспорт украинских ягод и других продуктов плодоовощной группы. То есть Польша зарабатывает на нашем экспорте овощей и фруктов, а значит и украинские компании могут научиться это делать.
Поэтому, по мнению УПОА, значительный потенциал для роста экспорта плодоовощной состоит в улучшении подходов к маркетингу и повышении качественных параметров плодоовощной продукции, что выльется в более высокую цену. А для этого украинским производителям придётся научиться работать вместе, как это уже сейчас делают те же польские садоводы. Потому что без развития кооперации в плодоовощной сфере конкурировать на мировом рынке фруктов и ягод станет всё сложнее, и сделать это смогут только очень крупные компании-производители.