Представители Союза ассоциаций производителей орехоплодных культур РМ считают, что даже если погодные условия и конкуренция за «рабочие руки» с другими сегментами садоводства не помешают уборке орехов, их валовой сбор будет ниже прошлогоднего на 30-50%. Плантации миндаля сильно пострадали от весенних заморозков, фундука и грецкого ореха — от продолжительной засухи. В итоге, снизится и качество продукции, в ее структуре, вероятно, будут преобладать ядра мелкие (миндаль, фундук) или темные (грецкий орех). Тем не менее, многие ореховоды в Молдове все еще полагают, что сокращение урожаев отчасти будет компенсировано ростом цен на продукцию – на те же 30-50%.
Так, в частности, ранее EastFruit сообщал, что руководители молдавских ореховодческих предприятий надеются на повышение закупочных цен на грецкий орех урожая-2020 до 150-180 леев/кг ($9,1-10,9/кг), на миндаль — до 170 леев/кг ($10,2/кг).
Однако специалисты отраслевого союза считают, что в ситуации прогнозируемого роста (на уровне не менее 20% по сравнению с показателями за 2019) производства орехов в США сложно ожидать повышения цен на импортный орех в Евросоюзе – то есть, на основном рынке сбыта для грецкого ореха и миндаля из РМ.
Впрочем, отдельные эксперты отмечают, что в отличие от садов грецкого ореха, плантации миндаля (их в РМ более 2 тыс. га) расположены относительно компактно – на севере и юге страны, в сравнительно крупных хозяйствах – от нескольких десятков до сотни гектаров. Кроме того, молдавские производители миндаля в последние несколько лет довольно активно кооперируются – создают маркетинговые группы ради получения донорских грантов и дополнительных госсубсидий.
Читайте также: Надежды молдавских ореховодов на высокие закупочные цены на грецкий орех урожая-2020 могут не оправдаться
Но при этом лишь немногие из них в значительном количестве экспортируют продукцию (в основном – в Италию). Большая часть молдавского миндаля продается на внутреннем рынке – производителям конфет и кондитерских изделий, а также супермаркетам. Проблема в том, что и в Евросоюзе, и тем более – в Молдове, потребители едва ли станут больше покупать и дороже платить за продукт не первой необходимости.