За последние 10 лет глобальных изменений в плодоовощном секторе Грузии не произошло. Конечно, некоторые улучшения есть, однако глобально Грузия не использует свой потенциал. Такое мнение высказал руководитель Украинской плодоовощной ассоциации Федор Рыбалко в ходе своего выступления на национальной конференции «Плодоовощной сектор Грузии – лучшие инвестиционные ниши», которая прошла 7 ноября в Тбилиси при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Европейского банка реконструкции и развития и Международной платформы развития плодоовощного бизнеса East-Fruit.com
«Для Грузии ярким примером такого неиспользованного потенциала рынок мандаринов. Во времена Советского Союза мандарин, который выращивается в Батуми, фактически монопольно реализовывался на территории, где проживало 300 млн человек. Сейчас этот сегмент переживает не лучшие времена. Каждый турист, который приезжает в Батуми из любой страны сталкивается с предложением продажи грузинских мандаринов от предпринимателей, которых трудно назвать профессионалами. И это проблема. Нужно четко понимать, если вы не можете конкурировать с вашими соседями, то нужно искать выход из такой ситуации», — объясняет эксперт.
Как пишет сайт УПОА, один из таких выходов Федор видит в создании сервисов и специализированных площадок по доведению до кондиции не только грузинской продукции, но и продукции из других соседних стран. Хорошим примером в этом сегменте является порт Роттердам, через который проходят несколько сот миллионов тонн груза в год. При этом аграрный экспорт Нидерландов составляет $90 млрд. Интересно, что только лука Нидерланды продают 1,3-1,4 млн тонн, а поставки осуществляются в 120 стран мира. Основным преимуществом этой страны является минимальное расстояние от производства к эффективному морскому порту, а также развитая логистика. То есть, когда разговор идет о свежей продукции, основными критериями являются скорость и соблюдение технологий.
Еще одним мировым лидером является Антверпен, Бельгия. Особенностью этого порта является то, что это крупнейший порт, специализирующийся на торговле свежими овощами и фруктами. Одним из условий эффективного функционирования порта является наличие развитой логистики и специализированных фруктовых терминалов.
Также эксперт обратил внимание на Объединенные Арабские Эмираты — страну, которая совсем не ассоциируется с аграрной страной, однако благодаря развитой инфраструктуре осуществляет торговлю свежими овощами и фруктами с 30 странами мира. «Сейчас Дубай является центром, который принимает продукцию из разных стран мира и использует свое положение для того, чтобы распределить эту продукции по странам Ближнего Востока», — рассказывает Федор.
Читайте также: В какие ниши плодоовощного бизнеса стоит инвестировать в Грузии?
На сегодняшний день, большая часть импорта свежих овощей и фруктов в Грузию осуществляется из Турции, Ирана, Азербайджана, Узбекистана. Нужно понимать, что климатические условия в этих странах и в Грузии очень похожи, а вот рабочая сила в некоторых из этих стран значительно дешевле. И это является большой проблемой и угрозой для грузинских фермеров. Производители мандаринов это уже почувствовали на себе, а через некоторое время эта проблема также коснется и производителей другой плодоовощной продукции. И в этом сегменте Грузии с сельским населением около 1 млн человек трудно конкурировать со своими географическими соседями, в каждом из которых сельское население превышает 30 млн.
«Что же касается экспорта свежей продукции, то теперь он нацелен исключительно на рынок России. Конечно, этот рынок имеет потенциал, однако следует понимать, что все страны-конкуренты, которые расположены вокруг Грузии, также нацелены на РФ. Более того, сама Россия пытается создать как можно больше препятствий и барьеров для импортной продукции. А в Грузии более 80% свежей продукции — именно рынок Российской Федерации. И эту ситуацию нужно менять, — объясняет ситуацию во внешней торговле Федор. — Огромное преимущество Грузии — выход к морю, который ничем не отличается от Антверпена, Дубая и Роттердама. Это дает возможность создать такое направление трейдинга как реэкспорт. Более того такое направление является просто необходимым для Грузии, ведь если подробнее рассмотреть конкурентов Грузии на рынке России, то можно заметить, что у многих из них есть свои конкурентные преимущества. Например, Турция и Иран — это низкие цены и большие объемы. Армения и Казахстан — члены Таможенного Союза, благодаря чему при экспорте в Россию, эти страны не обременены пошлинами. Такие страны, как Узбекистан и Азербайджан также имеют преимущества за счет государственной поддержки и отсутствия пошлины».
Интересно, что среди реэкспортеров свежей продукции основным конкурентом Грузии является Россия, которая осуществляет эту деятельность через Новороссийский порт. Среди услуг, которые предоставляют современные фруктовые терминалы, эксперт выделил именно хранение. Поэтому Грузия имеет все шансы конкурировать в этом сегменте, при создании надлежащей инфраструктуры.
«Когда продукция доставляется морем и разгружается, хранение продукции в порту обычно бывает очень дорогим и необходимо как можно скорее отпустить контейнер. Еще один достаточно важный сервис — контроль качества, особенно это актуально, когда речь идет о свежей продукции. Заказчик готов платить за это. Также можно осуществлять сортировку, поскольку существуют различные классы продукции, можно осуществлять переупаковку и маркировку продукции. Маркировка, например, довольно распространенный запрос со стороны супермаркетов, требующих нанесения дополнительной информации на товар. Для некоторых продуктов, например, банана и другой экзотики, нужен еще один сервис — это обработка этиленом для созревания фруктов. Такие сервисы работают в Нидерландах и Бельгии, поэтому эти страны являются мировыми лидерами в торговле свежими продуктами», — рассказывает Федор Рыбалко.
На сегодняшний день Грузия уже начинает осваиваться в сегменте реэкспорта, о чем свидетельствуют показатели экспорта за 2019 год. В текущем году экспорт бананов Грузией превысил экспорт мандаринов, с учетом того, что мандарины — это фрукты, которые выращиваются в Грузии, в отличие от бананов.
«Потенциал Грузии в этом направлении довольно большой. Существуют страны, которые импортируют бананы, при том, что у них нет выхода к морю. Это Армения, Азербайджан, Казахстан. Эти страны и в дальнейшем будут импортировать экзотические продукты. И пока у них 2 варианта — или экспортировать через Новороссийский порт, или делать это через Грузию. И если сервис будет лучшим, быстрым и многопрофильным, то для этих стран удобнее будет использовать грузинские терминалы. Потенциал этого рынка составляет несколько сотен миллионов долларов только в сегменте бананов. И если в 2018 году Грузия экспортировала банан общей стоимостью $2 млн, то к концу текущего года этот показатель составит около $5 млн», — резюмирует эксперт.