ГлавнаяПлодоовощной бизнесИнтервьюКивано, мангольд, скорцонера, трюфельный картофель – овощная экзотика украинского производителя
Интервью

Кивано, мангольд, скорцонера, трюфельный картофель – овощная экзотика украинского производителя

Хобби основателя компании "Стодола" Яна Островского переросло в успешный бизнес по производству нишевых овощей, которые реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Украинская компания «Стодола» в Николаевской области Украины выращивает необычные для страны экзотические овощи, такие как арбузный огурец, скорцонеру, рогатый огурец кивано, кольраби и мангольд, трюфельный картофель, фиолетовый перец и разнообразные бэби-овощи, а также производит крафтовую консервацию. Вся продукция сертифицирована европейскими сертификатами по системе Organic Standart.

EastFruit пообщался с основателем компании Яном Островским, чтобы узнать об адаптации экзотических овощных культур в украинских климатических условиях,  о том, куда компания реализует свою продукцию и на что намерена делать ставку в будущем.

«Наша основная задача на сегодня – отработка технологий выращивания нишевых культур»

Ян, расскажите с чего начинался Ваш бизнес? На каких площадях и какие культуры выращивает компания сегодня?

— Овощным бизнесом мы занимаемся уже 5 лет. Ранее это было мое хобби, которое впоследствии переросло в бизнес. Мне нравится сам процесс: от идеи что-то посадить и заканчивая получением готового продукта. Мне нравится быстрая динамика этого бизнеса — в течение 3-4 месяцев ты получаешь результат, урожай, а затем и конечный продукт. Это и привлекает больше всего.

Объемы посевных площадей у нас постоянно меняются. Непосредственно под «нишевые» или, так называемые, экзотические овощи на сегодня у нас отведено порядка 3 га. Кроме того, у нас есть отдельная теплица площадью около 600 кв.м., где мы выращиваем рассаду различных экзотических культур.

Мы выращиваем более 30 экзотических овощных культур. Если говорить о наиболее «нишевых» из них, то это арбузный и шипованый огурец кивано, черный корень – скорцонера, кольраби, мангольд, различные сорта перцев. Также у нас есть трюфельный картофель. По данной культуре мы пока не можем выйти на приемлемый уровень урожайности. Поэтому пока что занимаемся его размножением и детально изучаем технологию выращивания.

При этом мы не уходим в большие объемы производства, так как на данном этапе у нас идет отработка технологий. К примеру, шипованный огурец кивано в наших условиях наращивает большую зеленую массу, но не цветет и не дает плодов. Добиться его плодоношения, как выяснилось на практике, достаточно тяжело. Поэтому пока что мы тестируем различные технологии, чтобы получить плодоношение в промышленном объеме.

Примечание Eastfruit.com:

Наиболее широко культивируется рогатый огурец в Центральной Америке, Новой Зеландии, Израиле. Внешне кивано напоминает огромный перезревший огурец с шипами. В длину плод достигает в среднем 15 см. Кожура у плода твердая и несъедобная. Мякоть – зеленая, по консистенции напоминающая желе. Культура прихотлива, для нее одинаково губительны засуха и переувлажнение. Африканский рогатый огурец — один из немногих экзотических овощей, который в пищу используется практически в любом виде, в том числе и маринованном. Плоды кивано используются в соленом виде (для салатов) или в сладком, как витаминная добавка к варенью, джемам и десертам. Высокое содержание калия положительно влияет на работу сердца.  Свежевыжатый сок рогатого огурца показан при диетическом питании.

— Какие еще интересные культуры выращиваете?

— Например,  в прошлом году мы посадили первую партию скорцонеры  или, как его по-другому называют, черного корня. В текущем году мы уже собираем семенной материал – именно на это мы и сделали основной упор. Дело в том, что для того, чтобы посадить, к примеру, 5 га черного корня, нужно очень хорошо изучить технологию выращивания, чтобы в будущем собрать хороший урожай. Поэтому наша основная задача на сегодня – отработка таких технологий. Мы должны знать каким образом выращивать, удобрять, бороться с вредителями растений.

— Какие самые большие проблемы, с которыми пришлось сталкнуться в процессе адаптации экзотических овощных культур в украинских условиях?

— Самая большая проблема – это отработка технологической карты условий органического земледелия. Нужно учитывать, что наш климат не всегда подходит для таких культур – сегодня у нас, к примеру, идет период дождей и, как следствие, мало солнца. В то же время существуют культуры, которым солнце просто необходимо в большом объеме. Например, это уже упомянутые мною арбузный огурец и огурец кивано. Мы понимаем, что погода – вещь непредсказуемая, поэтому необходимо минимизировать риски. В частности, до повышения температур мы стараемся держать рассаду культур в нашей теплице, а посадку в открытый грунт производим позже.

— Ваша компания занимается исключительно производством органической продукции. Почему решили сделать ставку именно на нее?

— У нас небольшое производство. Исходя из этого, конкурировать с большими производителями нам тяжело. Поэтому мы решили выбрать для себя направление производства конечного органического продукта (3 га земли сертифицированы Organic Standart), который мы сами выращиваем и перерабатываем. Как показала практика нашего бизнеса, нишевое направление производства крафтового продукта – более конкурентоспособное. При этом мы работаем как на внутреннем, с нашей точки зрения, достаточно небольшом рынке, так и на рынках органики европейских стран.

Если же говорить в контексте продвижения нашей продукции на экспортные рынки, то большое значение мы уделяем участию в специализированных выставках. За последние несколько лет мы приняли участие в 4 подобных мероприятиях. В частности, это такие известные выставки как BioFach и Anuga. По результатам участия в таких мероприятиях мы получали обратную связь с клиентом – к нам обращались импортеры из различных стран, которые ознакомившись  с линейкой нашей продукции, говорили об интересующих их сегментах.

Если говорить об экспортных рынках, то участвуя в различных выставках, мы увидели, что наибольший интерес вызывает арбузный огурец. В частности, его готовы покупать у нас немецкие компании. Также пользуются популярностью различные виды фиолетового, оранжевого перца в маринованном виде.

Участие в выставках оказывает нам помощь в выборе дальнейшего вектора для развития компании – имея предварительные договоренности и отработанные технологии мы можем сразу предоставить конкретным покупателям необходимые объемы той или иной продукции, а в будущем уже выращивать овощные культуры уже непосредственно под их заказ. В этом году мы запускаем цех переработки нашей продукции. С помощью него мы будем перерабатывать наши культуры после чего будем предоставлять каждому заинтересованному клиенту пробные партии на основании чего, в дальнейшем, будем формировать портфель заказов для нашей компании.

— Расскажите подробнее о перерабатывающем производстве Вашей компании?

— На сегодня мы производим маринованные овощи, овощи в виде закусок, овощные пюре, соусы, овощные напитки. В текущем году также планируем запуск производства снеков – овощных чипсов. Для этого мы высадили специальный черный сорт кукурузы. Это достаточно нишевая продукция для узкого покупательского сегмента. Тем не менее, спрос на нее существует, и мы хотим его удовлетворить.

— 3 га – это относительно немного, однако компания «Стодола» уже заняла свою нишу на внутреннем рынке в производстве экзотических овощей, а также продуктов из них. С какими розничными сетями работаете?

Мы работаем с такими торговыми украинскими сетями как «Сильпо», «Auchan», «Good Wine». Выращивая нишевые культуры мы одновременно формируем и культуру их потребления, и повышаем информированность потребителя о ряде продуктов.

Свой объем производства мы измеряем десятками тысяч банок. В среднем на одну банку уходит один килограмм продукции. То есть, если мы говорим о том, что мы выпустили 50 тыс. банок, то, следовательно, мы переработали 50 тонн продукции. Это небольшой объем для рынка. В следующем году в планах нашей компании довести объем до миллиона банок. В дальнейшем, для увеличения производства, думаю, придется заниматься привлечением внешнего инвестора.

— Когда в компании начинается и заканчивается производственный цикл?

— Он начинается в марте с посадки рассады в теплицах. Заканчиваем же в августе-сентябре – после завершения процесса проверки продукции на соответствие всем необходимым требованиям качества. Оставшиеся полгода мы занимаемся маркетинговыми вопросами: продажей, продвижением, поиском рынков реализации нашей продукции.

— Как отразилась нынешняя ситуация, связанная с непростыми погодными условиями, введением режима карантина по причине пандемии коронавируса, падением покупательского спроса на Вашем бизнесе?

— Какого-то существенного спада продаж мы не почувствовали. Так как наша продукция длительного срока хранения, то, напротив, во время карантина объемы ее продаж возросли – людям удобно было ее приобретать в условиях ограниченных походов в магазины. Плюс ко всему, наша продукция реализуется в среднем ценовом сегменте, где перечисленные проблемы чувствуются не настолько сильно, как в случае с продукцией бюджетной категории.

Также мы запускаем новый современный цех по переработке продукции. Пока что речь идет о собственных средствах компании. Возможно, в следующем году, когда мы получим экспортные контракты на поставку больших объемов нашей продукции, займемся поиском внешних инвесторов, ведь нам нужны будут большие оборотные средства.

«Тому, кто решит зайти в этот бизнес о прибыли в первые годы думать не стоит»

— О каких вообще суммах идет речь, если говорить о вводе в эксплуатацию подобного перерабатывающего цеха?

— Цена сильно зависит от выбора оборудования. Можно купить новую итальянскую линию, а можно ранее использовавшееся оборудование. Чтобы запустить цех, отвечающий требованиям НАССР, необходимо инвестировать от $100 тыс. Это базисная сумма, от которой стоит отталкиваться желающим реализовать подобный проект.

Насколько прибыльным является бизнес сейчас?

— Если говорить в целом об органическом сегменте, то в мире он развивается намного более быстрее, чем в Украине. Тем не менее, развитие сектора органики существует и в Украине. Если же говорить о прибыльности бизнеса, то она зависит от многих факторов. Наша компания пока что не вышла на получение прибыли, так как все время инвестирует в развитие своего производства. По-моему мнению, тому, кто решит зайти в  плодоовощной бизнес, о прибыли в первые годы думать не стоит.

— Каковы прогнозы по развитию Вашего нишевого бизнеса на ближайшее время?

— В будущее мы смотрим с оптимизмом. Если говорить о странах ЕС, то там рынок очень перспективный и быстрорастущий. Плюс ко всему, его развитие стимулируется на законодательном уровне. Именно на него мы и нацелены в будущем. В частности, мы ориентированы на работу с немецкими партнерами. На этом рынке у нас уже есть определенные наработки. Также нам интересен рынок Великобритании, скандинавские страны – в этих странах высокое потребление органических продуктов и внутреннее производство не в состоянии полностью обеспечить потребительский спрос. Также у нас существуют договоренности о поставках продукции на рынок ОАЭ.  Но главный вопрос на сегодня для нас состоит даже не в каналах реализации, а в налаживании технологии и выходе на приемлемую для нас себестоимость производства.

— Недавно EastFruit увидел опубликованный Вами в соцсети Facebook пост о поиске фермеров-производителей плодоовощной продукции для сотрудничества. Расскажите подробнее, что за сотрудничество Вам интересно?

— Существует целый ряд продукции, которую мы на данный момент не выращиваем. Например, ягоды. То же самое касается вспомогательных продуктов, которые необходимы нам для производства – сахара, подсолнечного масла. При этом нам необходима подобная продукция лишь в органическом качестве. Исходя из этого, мы и занялись поиском таких партнеров, которые могли бы поставлять нужную нам продукцию для нашего производства. При этом мы не ограничиваемся лишь поиском таких партнеров в Украине. К примеру, органические специи мы получаем сегодня из Польши – подобная продукция пока что не производится в Украине. От каждого поставщика таких ингредиентов для производства мы требуем предоставление органических сертификатов.

 — Зачастую премиальная продукция свежего рынка является продукцией с высокой добавочной стоимостью и стоит дороже, чем продукция переработки. Исходя из этого, есть ли у компании планы по масштабированию бизнеса и выращиванию экзотической продукции для последующей ее реализации на свежем рынке?

— Да, мы продумывали такую стратегию ведения бизнеса. В частности, путем проведения сортировки выращенной продукции для того, чтобы в дальнейшем отправлять ее на свежий рынок. Однако, необходимо понимать, что для этого нужны дополнительные инвестиции  — также в хранение, в оборудование. Я уверен, что со временем мы придем к этому.

Катерина Зверева, руководитель Международной информационно-аналитической платформы  EastFruit.com


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

На восстановление и строительство мелиоративных систем Украины в госбюджете на 2025 год запланировано 200 млн грн

EastFruit

К 2030 году ВБ планирует довести финансирование сельского хозяйства до $9 млрд

EastFruit

Гранты на развитие тепличного бизнеса с начала года получили 32 украинские агрокомпании

EastFruit

Добавить комментарий