Многие украинские овощеводы задумываются о закрытии своих предприятий из-за нерентабельности производства овощей борщевого набора. Но для некоторых из них это становится стимулом для поиска новых направлений. Как компания «Импак» планирует свой бизнес и как найти нишу для экспорта, в интервью EastFruit рассказал руководитель предприятия Сергей Малиновский.
Про цену овощей борщевого набора, экспорт и ниши для производителя
— Ваше предприятие считается одним из крупнейших в Украине производителей запакованных и чищенных овощей борщевого набора. Какой урожай овощей удалось получить?
— Мы находимся в Житомирской области и специализируемся на овощах борщевого набора, кроме того, есть свой ореховый сад, зерновые. У нас 550 га – под картофелем. На поливных землях получали 60 тонн с гектара, на неполивных – 40 тонн с гектара. Моркови у нас 50 га и получали 75-80 т/га, свекла столовая – 75 т/га, суммарно у нас 30 га площадей под этой культурой. Морковь и свекла у нас только мытые и фасованные, а картофель – пакуем 50%.
— Как оцениваете этот сезон для овощей борщевого набора? Что с урожайностью и ценами в Украине и на Вашем предприятии в частности?
— Начну с ценового фаворита – моркови. Пока уборка моркови продолжалась, в сентябре цена достаточно высокая — около 12 грн за килограмм мытого и фасованного продукта, обычно цена на этот же период была минимум в 2-3 раза дешевле. Сегодня же, в конце октября, цена уже на 20-30% меньше, и эта тенденция будет продолжаться до конца декабря, а уже потом будет повышение. По моим прогнозам, уже в феврале мытая морковь будет минимум 15 грн/кг. Это связано с тем, что летом мы наблюдали воздушную засуху и всходов было меньше, потом, хотя погода и стабилизировалась, и пошли дожди, но все равно в среднем на 20% стало меньше площадей под этим корнеплодом, в домохозяйствах населения урожай моркови также не лучший. Плюс, к весне будет некоторый процент моркови, который пропадет во время хранения, То есть, будет даже небольшой дефицит качественной моркови, а значит, можно будет наблюдать достаточно высокие цены на морковь. Замещать импортной – невыгодно, она на сегодня стоит около 30 центов, и меньше, чем в Украине стоить не будет. Что касается свеклы, то мало того, что были те же проблемы со всходами, его еще и сеяли на 20-30% меньше. На сегодня средняя цена свеклы стабильна и остается невысокой — 3,5-4 грн за кг в хозяйстве, и минимум 6-8 грн в средине зимы, весной – больше. Что касается картофеля, существует переизбыток картофеля. Его, как минимум, в 2-3 раза больше чем необходимо – для внутреннего потребления украинцам хватает 5-6 млн тонн, все остальное – излишки. Однако в этом году по ряду хозяйств качество не очень хорошее, фермеры стараются распродать картофель как можно быстрее – средняя оптовая цена сейчас 3-3,5 грн/кг, и пока что значительного повышения не будет.
— Многие отечественные компании закрывают свой овощной бизнес и перепрофилируются на другие направления, в частности зерновые, не правда ли?
— То, что закрываются многие предприятия, это правда. Овощеводство – это тяжелый, энерго- и технологически емкий процесс, и отсеиваются те, кто не может адаптироваться. Отрасль нельзя сравнивать с зерном, ведь его, как правило, продают за валюту, а овощи кормят украинцев, то есть внутренний рынок. Не забывайте такой момент, как возврат НДС, если раньше эти деньги мы могли аккумулировать и пустить на развитие, то сегодня каждый развивается как может. Рентабельность овощного бизнеса на сегодня я бы назвал низкой, потому предприятия вынуждены и перепрофилироваться, и сокращать площади – это коснулась и нас. К примеру, картофеля мы обычно садили 800 га, а в этом году всего 550 га, а в следующем году будет еще на 100 га меньше. Хотя процессы механизированы, но все равно на линиях по доработке должны работать люди, есть большие логистические затраты при транспортировке в супермаркеты. Потому многим проще свернуть производство, чем бороться за прибыль.
— Ну а будущее у этой отрасли есть? Дайте Ваши рекомендации, какие овощи рентабельно выращивать?
— Безусловно, будущее есть, а выращивать рентабельно все культуры, только лишь при правильном бизнес-подходе. Рынок вскоре стабилизируется, перспектива за теми предприятиями, которые имеют 30-50 га, и локализированы недалеко от городов-миллионников, то есть основных потребителей. Ведь логистическая составляющая должна быть минимальной. Сегодня уже есть такие предприятия, они, как правило, семейные, и делают ставку на максимальную технологичность процесса – производят овощи на капельном орошении и имеют по 50-70 тонн картофеля с гектара, и даже при цене 3,5 грн, это будет рентабельно. Потому мой совет – «делайте кафтанчик по размеру», а не гонитесь за объёмами, чтобы потому овощи не гнили в складах.
— Ходили слухи и о возможной продаже «Импак». Прокомментируйте это?
— Я не слышал таких выгодных предложений, чтобы мог продать дело, которым занимаюсь более 25 лет. Если бы они были – подумал бы. Сегодня «Импак» – это, без ложной скромности, одно из наиболее технологических предприятий в отрасли, имеем полный цикл производства, мощные линии по доработке и хранению. Скорее всего, я бы не продал, я бы интегрировался в какой-то более перспективное направление – например, в переработку или доработку сырья.
— Какой вид переработки наиболее перспективный, на Ваш взгляд?
— Или сушка овощей, или заморозка.
— Вы говорите о доработке, но у Вас есть собственный завод по доработке, шлифовке овощей. Однако вакуумирование и шинковку Вы не поставили – почему? Ведь в Украине всего 2 игрока в сегменте упакованных чищенных и резанных овощей, это могло бы быть перспективным направлением, с той же добавленной стоимостью?
— На рынке нет потребности в таком количестве мытых овощей. Мы можем делать продукции в три-пять раз больше, чем производим на сегодня. Однако потребность в чищенных упакованных овощах я все еще оцениваю как низкую. Еще пять лет назад мы производили и продавали в три раза больше продукции, чем сегодня. Сейчас три-пять игроков на рынке чищенных и шинкованных овощей достаточно, а без экспорта сложновато. К примеру, та же Молдова для себя сейчас этот сегмент считает приоритетным, успешно экспортирует мытые овощи. А наш внутренний рынок, массово покупать упакованные и шинкованные овощи еще не готов. Это все еще выглядит для клиентов более экзотично, чем прагматично. Картофель в нашей ментальности должен быть дешевым а лучше – акционным, не фасованным. Хотя, безусловно, через какое-то время рынок к этому придет.
— А как насчет производства упакованных нетрадиционных овощей – к примеру, беби-керрот (мини морковь), спаржи. Два предприятия из Украины уже даже вышли на экспорт c этой продукцией…
— Сейчас это модно, но если появится еще пару производителей беби-керрот или спаржи, то уже той прибыли производители не получат – просто потопят друг друга. Вот есть два производителя, и это должно оставаться нишей. Пропорционально таким предприятиям, как наше, не имеет смысла переходить на нишевые продукты. Даже в качестве эксперимента, у меня нет на этот счет нет иллюзий.
— Вы в овощном бизнесе уже более 20 лет. Пробовали ли анализировать в чем просчеты и успехи компании «Импак», и Ваши как руководителя?
— Самое важное – это правильно выбрать стратегию и получать кайф и драйв от своей работы. Тогда экономический результат не заставит себя ждать. А что касается ошибок – это правильно делегировать полномочия. Не сгореть, не перегружать себя. Иногда можно просто физически не выдержать этого темпа. Но конечно, я знал, куда иду и зачем. Были и взлеты, и падения. Хорошо, когда есть цена, и продукция на складе, а бывает по-разному. Потому и себе, и другим руководителям хочу пожелать выдержки.
Про экспорт, роль государства и торговые миссии
— Возможно, стоит задуматься над экспортом картофеля и других овощей?
— Да, последние годы мы все время сталкиваемся с перепроизводством овощей борщевого набора, а вот полноценно экспортировать не можем. Поставлять в Россию и Беларусь (которые еще недавно были основными рынками сбыта) мы не можем, из-за введения жестких карантинных правил Евразийского Союза. На сегодня реально экспортировать в Молдову, качественный мытый картофель там берут по цене 18 центов, и максимально в этом году мы сможем получить 20 центов, как и в прошлом году. Эта страна потом экспортирует наш картофель в Румынию и другие страны. Также эпизодически наше предприятие поставляет овощи в Азербайджан и Грузию.
— Ну а что касается поставок в Европу – неужели невыгодно, или желания нет?
— Дело не в желаниях, дело в возможности. Украинские фермеры, кто бы там что не говорил, быстро учатся и могут производить картофель и другие овощи не хуже, а иногда и лучше европейцев. Однако госорганы не выполняют свои функции, в частности, в аспекте интеграции и адаптации с карантинными требованиями ЕС. Мало того, что украинских производителей никто в ЕС не ждет, так мы еще и по критериям, в частности по карантину, не совпадаем с европейцами. К примеру, в Украине оценивают картофель как продукт вне поля, расценки на исследования за последнее время возросли в два-три раза, но это все еще каменный век, и совсем не те документы, которые нужны в ЕС. В Европе, прежде всего, исследуют не клубень, а землю, на которой выращивается продукт – на содержание патогенов, если там нет карантинных организмов, то выдается сертификат, и никакой кучи документов и справок не нужно. Если бы наша продукция отвечала их требованиям по карантину, то это бы существенно разгрузило рынок. Конечно, не все украинские производители могут предложить качество, объёмы, пройти сертификацию, но хотя бы стремились к этому. Тот же сертификат GlobalGAP, который имеют некоторые предприятия в Украине, отнюдь не является пропуском для продукта, нужны европейская сертификация и идентичность в части карантинных требований, свободных карантинных зон.
— Безусловным лидером экспорта овощей до недавнего времени была херсонская компания «Грин Тим», как стало известно в этом году, на рынок может выйти еще одна сильная компания, построенная выходцами из одного из больших всеукраинских ритейлеров. Что Вам известно об этом, и ожидаете ли перераспределения сил, возможно, новая компания сможет «пробить» для нас новые рынки?
— Помню, когда на рынок заходил «Грин Тим», было много разговоров о том, что это приведет к исчезновению мелких фермеров. Но как оказалось на практике, у больших предприятий рисков закрыться намного больше. Потому перераспределения сил на рынке я не боюсь. Нужно научиться производить качественный и нужный рынку продукт, а не миллионы-вагоны, как это делают зерновики. Если новички смогут, буду только рад.
— Эту нишу вполне мог занять и «Импак», ведь насколько известно у Вас есть и собственный торговый дом, и необходимый транспорт, Вы многих знаете на рынке. Именно Вы могли бы объединять производителей, делать экспортные партии продукции, кооперироваться. Как Вы на это смотрите?
— Отличная идея, но только в теории. Продают на экспорт самодостаточные производители, у которых есть качество. Сегодня для многих производителей овощей главное это кеш, то есть наличный расчет сегодня и сейчас. А я всегда работаю только по-белому, и соединить эти приоритеты сложно. Мы бы могли, но сейчас даже доставить зерно до порта Одессы стоит $35 на 500 километров! Нигде в мире нет такой высокой цены. Если мы хотим экспортировать на Ближний Восток, в Африку, то логистическая составляющая в три раза дороже, чем в Европе. Государство хочет иметь стабильную выручку. А что оно делает для этого?!
-Сейчас много компаний прощупывают зарубежные рынки, благодаря участию в торговых миссиях, в том числе, организованных при участии ФАО. Ездили ли Вы, какие впечатления?
— Андрей Ярмак, действительно, сейчас выступает одним из амбассадоров и драйверов экспортного рынка. Благодаря его усилиям и команды специалистов ФАО, многие страны открывают для себя Украину, наших производителей. И это огромный позитив. Но нужно понимать, что прежде, чем выходить на экспорт овощеводы должны провести большую домашнюю работу – с грязными овощами посредственного качества нас там уж точно никто не ждет. Потому нужно объединятся с другими производителями, делать очень хороший продукт с добавленной стоимостью и только тогда выходить на внешние рынки. А пока что смысла ездить в торговые миссии для нас нет.
Про ореховый сад и возможности для развития предприятий
— Не так давно Вы заложили ореховый сад. То есть, хотите полностью перепрофилировать предприятие на орехи? Почему именно это, модное нынче, направление было выбрано?
— Без роста и развития работать становится скучно. По моему мнению, ореховый сад – это занятие для зрелых людей. Это определенная эстетика, не все могут ждать 7 лет до первого урожая. И это не значит, что можно просто посадить сад и забыть (как думают многие), проблем хватает. Почему я это сделал? Я вырос в Тернопольской области, в местности, где было много орехов, потому ореховый бизнес – это моя давняя мечта. Сад – это как маленький ребенок – и простудится, то есть вымерзнуть может, но все же очень ждёшь результат, когда он станет взрослым. Вот сейчас уже появились первые орехи, это для меня радость. Орехи нужно любить, получать удовольствие и только тогда все получится. Что касается перепрофилирования, то мы сейчас в раздумьях относительно стратегии «Импак», на следующие годы. У нас есть несколько идей. Однозначно, направление овощей оставим, вопрос только в эффективном объёме и площади.
— Ореховодство стало трендом, велик риск падения цены на орехи. Не боитесь проиграть и так и не получить свой «золотой» орешек?
— Речь о золотой жиле или амбициозном бизнес-проекте не идет. Ореховодство немного не тот вид деятельности, если хотите заработать быстрые деньги — авантюр можно придумать много. Как бы мы не старались, до калифорнийских садов нам еще далеко, у них в этом направлении наука уже сто лет работает. Ореховый сад, который дает минимум 5 тонн с гектара, или 30 кг с дерева. Мировая цена на рынке нелущённого ореха минимум доллар. Таким образом, гектар сада при любом раскладе может давать $1-2 тыс. чистой прибыли. Потому так или иначе, провальным ореховый проект не будет.
— Сколько гектаров орешника на сегодня? Как подбирали сорта?
— У нас 80 гектаров орехового сада. Просмотрели и украинские, и иностранные сорта в питомниках. Поскольку мы находимся на 50-ой широте, то рекомендаций по сортам для нашей зоны не было. Выбрали, и 4 года назад посадили то, что может максимально подойти – молдавскую селекцию, украинскую и европейскую. Однако, я привык все делать правильно и эффективно. Поскольку не нашел того качества орехов, которое хотел, для дальнейшей работы пришлось организовать собственный питомник. Работаем над подвоями, их морозостойкостью, экспериментируем. Это и занятость людей на предприятии – они могут работать и зимой, и летом. Мы ищем новые формы, проводим исследования, не так давно стали первым сертифицированным питомником в Украине. Начали первыми в стране выращивать орех пекан.
— В прошлом году компания также начала выращивать орехи с закрытой корневой системой в горшках по американской технологии. Расскажите, как результаты?
— Результаты хорошие, прививаем до 50 тысяч саженцев в год. Сейчас ореховодством очень интересуются предприятия, благодаря компенсации – государство возвращает за каждый орех 330 грн, у нас оптом саженец стоит 350 грн, если клиент возвращает ведро, то минус 20 грн. Вот и получается, что орех бесплатен. Только нужно хотеть, сделать проект, купить в сертифицированном питомнике саженцы и учиться технологиям ухода.
— А в кооперацию украинских ореховодов верите?
— Да, и это объективная необходимость. Украинцам тяжело понять, почему нужно кооперироваться, но захотят цену – объединятся.