Порядка 68% потребителей из Кишинева не приобретают свежие фрукты и овощи в супермаркетах, предпочитая им оптово-розничные рынки. Такой вывод был сделан компанией Magenta Consulting в ходе исследования «Покупка фруктов и овощей: практики, предпочтения, мнения», который был проведен в рамках проекта APM (Agricultura Performanta in Moldova — «Развитое сельское хозяйство Молдовы), финансируемого USAID.
Согласно опросу, 75% респондентов покупают продукты питания в супермаркетах от одного до семи раз в неделю, 12% — один раз в месяц, 9% практически игнорируют такой торговый формат. Из всех опрошенных лишь 30% предпочитают покупать свежие фрукты и овощи в организованной сетевой рознице. Основные факторы, которые подвигают их к покупке именно в магазинах — приемлемые цены, свежесть фруктов и овощей, их преимущественно отечественное происхождение и гарантия качества, которую предоставляет маркеты. Наличие документов на каждую товарную партию также служит мотивирующим фактором.
Читайте также: С начала года до конца июля из Молдовы экспортировано чуть более 2,5 тыс. тонн овощей
По мнению покупателей, супермаркеты проигрывают рынкам, во-первых, из-за политики формирования цен. Порядка 40% опрошенных отметили, что в неорганизованной торговле – на рынках — цены на овощи и фрукты ниже, чем в магазинах (в среднем, на 10-15%). Во-вторых, рынки удерживают первенство по свежести плодоовощной продукции «фрэш», поскольку у них выше оборот и отсутствует система складирования. Также в неорганизованной рознице шире ассортимент, особенно в части товаров местного производства. Наконец, супермаркеты редко практикуют торговлю свежими овощами и фруктами по сниженным ценам. Тогда как на рынках — это давно устоявшаяся практика, которая действует ежедневно, ближе к закрытию этих точек продаж. В пользу рынков срабатывает и дегустация фруктов и ягод перед покупкой. К этому методу прибегают практически все фермеры и владельцы приусадебных участков, торгующие на кишиневских рынках и ярмарках «выходного дня».
Исследование проводилось в июне 2018 года. В опросе участвовали свыше 400 человек (как мужчины, так и женщины) разных профессий и социальных категорий, в возрасте от 18 и свыше 56 лет.