ГлавнаяНовостиУзбекистан сильно рискует, наращивая производство раннего лука — EastFruit
АктуальноНовостиЭксклюзив

Узбекистан сильно рискует, наращивая производство раннего лука — EastFruit

Экспорт раннего лука из Узбекистана в последние годы растёт очень высокими темпами. Однако далеко не всё так радужно в этом бизнесе, несмотря на то, что правительство Узбекистана стимулирует овощеводов (правда не деньгами, а лишь распоряжениями) выращивать больше озимого лука.

Сейчас, по данным ценового мониторинга EastFruit, уровень оптовых цен на ранний лук в Узбекистане уже вызывает озабоченность – ведь он почти на треть ниже прошлогодних и имеет тенденцию к снижению. А в соседнем Таджикистане прошлогодний лук и вовсе можно купить по 7 центов США за кг, т.е. в два раза дешевле, чем в Узбекистане. В России остатки лука урожая 2020 года остаются высокими, а цены на него в два с половиной раза ниже, чем в прошлого году в это же время!!

Эксперты EastFruit разбирались в том, есть ли перспективы у Узбекистана в экспорте раннего лука, а также в том, какие сегменты лукового бизнеса наиболее привлекательны для страны.

Итак, экспорт раннего лука из Узбекистана растёт на 24% или 21 тыс. тонн в год в последние пять лет, по оценкам EastFruit. Благодаря тому, что Узбекистан начинает убирать урожай раннего лука уже в апреле, именно когда в более северных странах снижаются запасы лука урожая прошлого года в хранилищах, открывается окно возможностей для экспорта узбекского лука длительностью приблизительно в три месяца.

Почему три месяца? В России и Беларуси первые партии раннего лука появляются на рынке лишь в конце июня. Приблизительно в это же время запасы начинают истощаться, и цены нередко довольно стремительно растут.

Казалось бы, всё идёт прекрасно – раз экспорт растёт, то спрос на ранний узбекский лук есть, не так ли? Однако есть целый ряд проблем на пути узбекского лука на экспортные рынки сбыта, о которых мы хотим предупредить фермеров Узбекистана.

Кстати, ранним луком мы будем считать тот, который экспортировался с апреля по июнь календарного года, и ниже мы поясним причины таких оценок. Мы понимаем, что, теоретически, в него может попадать частично и «старый» лук урожая предыдущего года из качественных хранилищ. Более того, по мере развития инфраструктуры хранения овощей в Узбекистане, не исключено, что лук старого урожая будет активно конкурировать на рынке с луком нового урожая, особенно если учесть, что прошлогодний лук, как правило, более транспортабелен, т.к. он более «одет», и, как правило, более сухой. Кстати, это одна из причин, почему дальнейшее расширение посевов озимого лука, как к тому стимулирует правительственный документ «О мерах по увеличению производства и экспорта чеснока и овощной продукции методом «Туксонбости», может быть весьма рискованной идеей. Остальные же причины, почему нужно дважды подумать, прежде чем делать ставку на дальнейшее расширение производства озимого лука в Узбекистане, приведены ниже.

  1. Лук – это относительно недорогой продукт, цены на который редко превышают 50 центов США за кг. Поэтому все крупнейшие мировые экспортёры лука имеют доступ к дешёвой логистике, т.е. морскому транспорту или же находятся рядом со странами-импортёрами (например, Польша). Основные производственные регионы озимого лука Узбекистана находятся в тысячах километров от рынков сбыта, а стоимость логистики за один килограмм, например, до Москвы, выше, чем средняя оптовая цена на лук в Москве сейчас. Также Узбекистан – это одна из наиболее удалённых от мирового океана стран мира, поэтому на дешёвую морскую логистику рассчитывать на приходится.
  2. Взрывной рост экспорта лука в последние годы был обусловлен рядом нестандартных факторов: аномальная засуха в ЕС, которая два года кряду резко снижала производство и стимулировала высокий уровень цен на лук, а также пандемия covid-19, которая способствовала резкому, но кратковременному всплеску потребления лука в странах бывшего соцлагеря. Однако уже очевидно, что фактор коронавируса уже перестал влиять на рынок, а ожидать очередных погодных катаклизмов можно, но рассчитывать на них, наверное, не стоит.
  3. Около 90% раннего лука из Узбекистана поставляется на рынок России и Казахстана, где активно развивается собственное производство и строятся собственные хранилища, что снижает зависимость от импорта. Если взять последние пять лет, то общий импорт в Россию и Казахстан лука с апреля по июнь включительно рост на 4,7% в год или 11,8 тыс. тонн – почти в два раза медленнее, чем рос экспорт лука из Узбекистана. Кстати, в то время как Узбекистан выдаёт распоряжения о расширении посевов озимого лука, Россия выделяет овощеводам субсидии для развития инфраструктуры хранения лука, что приводит к сглаживанию ценовых колебаний, и цены на лук к весне растут всё менее резко. В развитых же странах, где инфраструктура хранения достаточно развита, цены на лук и вовсе стабильны весь год. Более того, нередко цены на лук весной ниже, чем во время уборки осенью. В Украине, например, это случается в среднем раз каждые три года. Т.е. здесь есть высокая вероятность, что уникальное “окно возможностей” по поставке узбекского лука в Казахстан и РФ может постепенно исчезнуть.
  4. Безусловно, на фоне оговоренных выше факторов, напрашивается необходимость диверсификации географии экспорта лука из Узбекистана. Однако основные мировые импортеры лука репчатого, а именно США, Малайзия, Великобритания, страны ЕС, ОАЭ, Саудовская Аравия и т.п. расположены от Узбекистана ещё дальше, чем Россия, и логистика к ним ещё более сложная и дорогая. Это не значит, что Узбекистан вовсе не может найти путь на новые рынки сбыта, однако именно Узбекистану это будет сделать намного сложнее, чем странам, имеющим выход к морю или расположенным ближе к рынкам сбыта.
  5. Себестоимость производства лука в Узбекистане высока и будет расти по мере роста уровня доходов населения – ведь в стране значительная часть операций по выращиванию лука проводится вручную. В то же время в России выращивание лука полностью механизировано. Поэтому прибыльность выращивания раннего лука в Узбекистане будет снижаться, если, конечно, цены на него не станут вдруг расти. А прогноз пока что такой, что цены на лук будут скорее стабилизироваться на более низких уровнях, чем расти. К примеру, в Украине в этом году цены на лук весь сезон не превышали 10 центов США за кг. Да и в целом в этом сезоне лук был дешёвым повсеместно, как мы уже писали в этом обзоре.
  6. Конкуренты не дремлют – в соседнем Таджикистане, как мы уже упоминали, лук сейчас стоит около 7 центов США за кг – в два раза дешевле, чем в Узбекистане. А транспортные расходы при экспорте из этой страны ненамного выше, чем при экспорте из Узбекистана. При этом себестоимость выращивания лука в Таджикистане ниже, учитывая структуру и специфику производства, а также стоимость рабочей силы.
  7. Конечно, есть ещё один важный фактор, который мог бы помочь Узбекистану найти альтернативные рынка сбыта – это качество. Однако для обеспечения нужного качества, стране необходимо существенно модернизировать производства и создать инфраструктура доработки (сортировки, калибровки, упаковки) лука. Также необходимо инвестировать средства в маркетинг и дифференциацию от конкурентов. Однако, не совсем понятно, зачем инвестировать средства в маркетинг сравнительно недорого продукта, цены на который в рознице в России редко достигают 1 доллара США за кг, если можно вкладывать средства, например, в выращивание и маркетинг голубики, которая в среднем в 10-20 раз дороже.
EastFruit

Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Зеленый коридор для поставок агропродукции заработает между Казахстаном и Китаем

EastFruit

Производство тепличных овощей в Украине возвращается на довоенный уровень

EastFruit

В 2024 году Казахстан экспортирует 160 тыс. тонн лука в Азербайджан и Грузию

EastFruit

Добавить комментарий