ГлавнаяНовостиСистемный экспорт – это не бесплатный подарок
Новости

Системный экспорт – это не бесплатный подарок

Добавленная стоимость формируется ценностью продукта для потребителя, а не затратами на его производство и переработку

Любые усилия производителей по налаживанию экспорта украинской плодоовощной продукции потребуют определенных затрат. И эти расходы следует тщательно проанализировать, чтобы понять, стоит ли вообще думать об экспорте или нужно сосредоточиться на реализации продукции на местном рынке. Об этом сказал экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак во время тренинга «Профессиональная подготовка к системному экспорту продуктов питания», который проводился 21 мая в Киеве при поддержке ФАО, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также EU4Business.

«Я постоянно получаю запросы от людей с просьбой о консультации по возможным направлениям экспорта продукции. При этом я у них спрашиваю: зачем вы хотите продавать продукцию на внешних рынках? Они обычно отвечают, что при экспорте заработают гораздо больше денег. Это очень упрощенный вариант, но он популярен в Украине, где все думают, что на другой рынок сбыта ты просто продашь дороже. Но так не бывает. Любые усилия по экспорту потребуют определенных затрат», — отметил Андрей Ярмак.

Экономист ФАО пояснил, что для того, чтобы определиться, выгодно ли предприятию экспортировать, надо посчитать все расходы и сравнить с тем, что оно получит взамен. Ведь для системного экспорта необходимо иметь квалифицированный персонал, который стоит денег, нужно расходовать средства на участие в торговых миссиях и выставках, на рекламу и продвижение своей продукции за границей. И эти дополнительные затраты могут измеряться в миллионах гривен за год.

«Приведу реальный пример. Имея 500 тонн яблок экспортного качества с 10 га сада можно и стоит ли их экспортировать? Ведь затраты на 1 кг экспортированной продукции в этом случае составят 6 грн. без учета логистики. При том, что в нормальный год оптовая цена яблока на внутреннем рынке меньше, чем расходы на экспорт. Более того, у столь мелкого производителя, как правило, нет современного хранилища. Строить их на такой объем продукции не целесообразно. А если нет хранилища, то физически нельзя экспортировать продукцию, ведь нет и сортировки, и упаковки, и других необходимых атрибутов. Что делать таким производителям? Варианта всего два – либо продавать на местном рынке, либо –кооперироваться с другими производителями подобного размера.

Совсем другое дело, когда предприятие имеет 200 га сада. Расходы на экспорт в данном случае составят 33 коп/кг продукции. А вот если речь идет о кооперативе, который производит 50 тыс. тонн яблок, то расходы составят всего 7 коп/кг», — рассказал Андрей Ярмак.

Добавленная стоимость формируется ценностью продукта для потребителя, а не затратами на его производство и переработку

Экономист ФАО также подчеркнул, что существует, так называемый, ситуативный экспорт, противопоставив ему системные продажи продукции на внешние рынки. Системный экспорт, в отличие от ситуативного это система мероприятий, обеспечивающих прочную рыночную позицию на конкретном иностранном рынке.

«Для этого, прежде всего, необходимо постоянное изучение рынка. Без информации о рынке, вы не сможете обеспечивать себе устойчивую позицию на нем. Что такое крепкая конкурентная позиция? Это когда, например, румыны каждый год хотят именно ваш лук, хоть у них и есть альтернативы. У нас есть виды продукции, которые Украина может продавать по всему миру, а есть продукция, по которой украинский производитель имеет чёткое конкурентное преимущество на четко определенных иностранных рынках, и может постоянно повышать объемы реализации. То есть, когда мы говорим о системном экспорте, то не всегда имеем в виду, что каждый год должны продавать 10 контейнеров яблок в Индонезию, ведь это не говорит о какой-либо динамике. Эта позиция должна быть такой, чтобы наши клиенты хотели покупать больше. Зачем системно развивать экспорт? Благодаря ему можно или увеличить объемы реализации, или повысить ценность и стоимость реализации продукции, ведь это сопоставимые вещи», — подчеркнул Андрей Ярмак.

Во время тренинга он также разъяснил украинским производителям суть понятия «продукция с добавленной стоимостью». Самая высокая добавленная стоимость, конечно же, у розничного продукта. При этом понятия стоимости и ценности для потребителя тесно взаимосвязаны.

«Обязательно ли продукт должен пройти переработку для того, чтобы стать продуктом с высокой добавленной стоимостью? Приведу пример. Если вы продаете замороженную малину, это значит, что вы ее вырастили, заморозили, упаковали и продали или как сырье, или как розничную продукцию. Однако цена на нее будет значительно ниже, чем цена на малину, продаваемую в супермаркете в свежем виде. Причем разница в цене может достигать 4-5 раз, в зависимости от сезона, потому что добавленная стоимость формируется не тем, сколько вы в нее вложили, а мнением потребителя об этом продукте и тем, насколько он для него является ценным. То есть, добавить стоимость можно, продав тот же продукт в удобное время, в удобном месте», — сказал Андрей Ярмак.

East-fruit.com


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Цены на виноград в Молдове в январе-сентябре 2024 года на 24% выше, чем годом ранее

EastFruit

В Монголии увеличат производство фруктов и ягод – до 30 000 тонн к 2030 году

EastFruit

Кооперация украинских производителей голубики для консолидации экспорта — важный тренд 2024 года

EastFruit

Добавить комментарий