ГлавнаяНовостиПочему садоводы Таджикистана разочарованы интенсивными яблоневыми садами?
АктуальноНовостиЭксклюзив

Почему садоводы Таджикистана разочарованы интенсивными яблоневыми садами?

Множество новых современных яблоневых садов, заложенных в Таджикистане с применением элементов современных технологий выращивания, может быть выкорчевано уже в следующем году

В Таджикистане назревает угрожающая ситуация для интенсивного садоводства – множество новых современных яблоневых садов, заложенных с применением элементов современных технологий выращивания, может быть выкорчевано уже в следующем году.

Эксперты EastFruit пытались разобраться в причинах этого феномена. Для этого наш коллега из Таджикистана Бахтиёр Абдувохидов, консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), пообщался с садоводами страны, а опытные агрономы-консультанты, имеющие опыт работы в стране, представили своё виденье причин и путей исправления ситуации.

Опрошенные нами фермеры совокупно имели около 35 гектаров плодоносящих яблоневых садов, высаженных, в среднем, 4,3 года назад. Большинство из них выращивали сады на карликовых подвоях М-9, хотя, частично, были и полукарликовые ММ-106.

При закладке этих садов они, как правило, консультировались с продавцами саженцев, которые обещали, что, при условии соблюдения технологии, на четвертом году они смогут получать не менее 35-40 тонн качественных яблок с гектара, а при выходе на полное плодоношение – около 60-70 тонн с гектара.

В реальности, опрошенные нами фермеры получили в этом году в среднем около 7 тонн с гектара яблока, и это с учётом нетоварной продукции, которая сдаётся на переработку. То есть урожайность оказалась в 5-6 раз ниже, чем ожидания, что заставляет многих садоводов задуматься над выкорчёвкой интенсивных яблоневых садов и закладкой на их месте более привычных для Таджикистана садов и виноградников.

Туйгунов Боймурод – садовод, владеющий интенсивным яблоневым садом и консультирующий других садоводов, выращивающих яблоки, видит три главные причины существующих проблем: «Проблемы в Таджикистане — это в первую очередь погода», говорит Боймурод.

«В будущем те, кто постоянно имеют проблемы с заморозками и градом уйдут, особенно те, кто выращивает яблоко в нетрадиционных для яблоневых садов регионах. Там же, где яблоки росли всегда, площади будут расширяться. Во всех регионах Таджикистана главной угрозой для яблоневых садов является град. Вторая причина проблем – это низкая квалификация тех, кто даёт советы по использованию СЗР и качество самих СЗР. Найти их и их правильно использовать — это для нас конкретная проблема. Третья проблема – отсутствие техники. Например, там, где можно скосить траву, то людей нет, то денег. А если есть техника, то это легко делается. И опрыскивать с техникой можно быстрее и качественнее. Но далеко не все это делают. Те, кто не обрабатывает химией, ничего не получит. Фермеры не всегда имеют время на свой сад, если возникнут дела домашние,  сначала решают домашние проблемы, а потом уже проблемы сада. Поэтому и плохой результат — и они видят, какие (высокие) цены в Душанбе, но возможность уже упустили», поясняет г-н Туйгунов.

Садовод Носир Бобоев из Пенджикента, Зеравшанская долина, в 2016 году заложил на двух гектарах интенсивный яблоневый сад, приобретя саженцы в Сербии. Он пытается выращивать яблоки сортов «Голден Делишес», «Грени Смит» и «Айдаред», однако уже задумывается над тем, чтобы избавиться от бизнеса, который пока приносит одни лишь убытки.

В этом году фермеру удалось собрать лишь 6 тонн яблока, из которых лишь 4 тонны качественного. Он считает, что виной всему черви. «Из-за них много яблока обсыпалось с деревьев. В прошлом году мы тоже получили лишь 4 тонны яблок с двух гектаров. И это притом, что сад на капельном орошении, даём удобрения и через каплю, и по листу и даже дополнительно под корень. Но выручка от реализации урожая даже не покрывает расходы на удобрения и средства защиты, которые очень дорогие. Буду делать по-другому в следующем году. Если не получиться, заменю сад. Хорошо, что у меня есть другой бизнес», — говорит Носир Бобоев.

«В долине уже который год нестабильный урожай, то черви, то непогода, то град побьет. Народ, который выращивает дедовским методом яблоко, вообще не работает в яблочных садах – приходят в свои сады пару раз в году и обязательно в период сбора урожая…Если Бог даст — берут, а если нет, то нет – ведь затраты тоже минимальные. Здесь много вредителей, а расходовать деньги для борьбы с ними люди не готовы. Много в нашем регионе града и дождей во время цветения – надо применять сетку, но на нее не заработаешь», — объясняет садовод.

Нина Дмитраш, международный консультант ФАО по технологиям садоводства, которая была в таджикских садах и регулярно общается с садоводами этой страны, помогает им разобраться в разных технологических проблемах, считает, что садоводам нельзя просто взять «новую» технологию и внедрять её без изменений. Ее нужно адаптировать к условиям региона выращивания, учитывать и климатические условия, и специфику грунтов. «В Таджикистане пока, к сожалению, недостаточно знаний и понимания технологических приёмов интенсивного садоводства по выращиванию яблока. Мне часто пишут из Таджикистана и просят совета. Например, спрашивают, почему плоды сорта «Гала» потрескались, и начался процесс гниения. Я спрашиваю, был этот сад обеспечен влагой, вносился ли кальций, проводили ли они обработки против болезней хранения, а вовремя ли начали собирать? Ответ: «А зачем поливать, если уже планируем собирать яблоко?! Зачем обрабатывать, если не планируем или нет возможности хранить?!». А зрелость определяют по окрасу и вкусу, то есть «на глаз», — приводит пример Нина.

Смотрите также: «Мастер-класс по обрезке интенсивного яблоневого сада в Грузии от Нины Дмитраш»

То есть, налицо дефицит даже базовых знаний технологий интенсивного садоводства, результатом которого является высокий урожай яблока с высокими качественными параметрами.

«В этом году ранней весной были заморозки, плоды плохо завязались и урожайность никакая. Большей частью осыпались цветки, цветение было массовое, но завязи не было. С площади 4.5 га получили примерно 15 тонн — это считай ничего не получили. И у нас была проблема с формированием деревьев, поэтому зимой делали глубокую обрезку,  может и это повлияло. К сожалению, у нас в Таджикистане проблемы со специалистами и у нас плохая агротехника», — говорит один из первопроходцев интенсивного яблочного садоводства страны Насрулло Сайфулаев, представляющий дехканское (фермерское) хозяйство «СЕРОБ». Насрулло возлагает большие надежды на следующий сезон и пока не отказывается от сада, ведь видит неплохую закладку плодовых почек в этом году.

Читайте также: Почему в текущем сезоне виноградари Таджикистана не смогли получить высокий урожай?

Абдусатор Хайдаров – руководитель группы компаний «Нексигол» владеет сетью агромагазинов в стране и импортирует СЗР из Европы. Кроме того, он имеет 2 га интенсивных яблоневых садов, в которых выращивает более 15 сортов на базе М-106 и М-9. Он их использует для демонстрации современных технологий, однако от капельного орошения сада Абдусатор отказался.

«Капельное орошение было первые три года, перешел на арычное, когда саженцы прижились. На том этапе стало выгоднее, так как через три года надо было менять систему, а потом решили оставить как есть — на арычном. И сейчас не имеет смысла, по нашему мнению», — говорит г-н Хайдаров.

Поскольку предприниматель общается с многими фермерами, у него есть своё понимание проблем выращивания яблок в Таджикистане.

 «Проблема номер 1 – это реализация и отсутствие хранения. Фермеры вынуждены сдавать яблоко от 1,5 до 4 сомони за кг, а те, кто закупает яблоко, зарабатывают значительно больше, чем фермер, закладывая его на хранение. Выращивание яблок становится неинтересным».

При этом опрошенные нами садоводы говорили, что продают яблоко в среднем по 6,2 сомони за кг (около 60 центов США за кг), что является очень высокой ценой. Ведь подобных цен сейчас нет в большинстве других стран региона. При этом даже за нетоварное яблоко, по словам опрошенных фермеров, можно получить до 3 сомони за кг (29 центов США), в то время как в Украине, Молдове и Польше, например, такое яблоко редко можно продать дороже 5-10 центов за кг.

Кроме проблем со сбытом, Абдусатор Хайдаров среди главных проблем видит также дефицит технологических знаний и отсутствие садовой техники у фермеров.

По мнению Андрея Ярмака, экономиста инвестиционного департамента ФАО, который работает с плодоовощным сектором Таджикистана уже более пяти лет, именно дефицит базового образования и достаточного уровня понимания логики применения интенсивных технологий, является одной из главных проблем отрасли. «Польша внедряла интенсивное садоводство, когда миллионы граждан страны ездили работать в сады Германии, Италии, Нидерландов и других стран ЕС, получая, кроме денег, ещё и знания, а также понимание современных подходов к садоводству. При этом базовое образование старалось не отставать от современных требований – студенты и преподаватели аграрных ВУЗов проходили практику на современных предприятиях и старались внедрять это в образовательный процесс. И даже при этом далеко не всё получилось сразу – ошибки и разочарования были и в Польше», — говорит Андрей Ярмак.

«Таджикским садоводам не стоит надеяться на моментальные результаты – ведь интенсивное садоводство – это ежедневный кропотливый труд. Однако, для начала, нужно многому научиться. Вариантов того, как можно получить практические опыт, очень много. Например, можно устроить своих сотрудников или родственников работать в садоводческие предприятия Молдовы или Украины, где не будет больших проблем с языковым барьером. Можно также организовать интенсивное практическое обучение за сравнительно небольшие деньги в этих странах. Ещё проще – поехать в Узбекистан, где есть уже ряд сравнительно успешных производителей яблока, и получить практический опыт там. Ещё больше можно почерпнуть в Иране, где садоводство быстро развивается», — рекомендует Андрей Ярмак.

Он также считает, что было бы неплохо, если бы все производители объединились в ассоциацию, которая смогла бы стать центром накопления знаний и опыта интенсивного садоводства. «Ассоциация позволила бы ускорить процесс трансформации садоводческого бизнеса, а также стать маркетинговым центром для объединения усилий производителей по продаже готовой продукции и даже по закупке качественных материально-технических ресурсов, техники и других элементов садоводческих технологий», — говорит экономист ФАО.

EastFruit


Использование материалов сайта свободно при наличии прямой и открытой для поисковых систем гиперссылки на конкретную публикацию.

Основные новости и аналитика плодоовощного рынка на Facebook и в Telegram — Подписывайтесь!

Вам также может быть интересно

Учебный центр «АкваКроп» для продвижения водосберегающих технологий планирует открыть ФАО в Ташкенте (Узбекистан)

EastFruit

На 1,5 тысячи выросло за год количество фермерских хозяйств в Таджикистане

EastFruit

Цены на лук в Узбекистане обвалились до исторических антирекордов – в чём причины?

EastFruit

Добавить комментарий